За последние три года отечественные ИТ- и ИБ-вендоры добились больших успехов, закрыв базовые потребности заказчиков – в инфраструктурном ПО и системах безопасности. На очереди решения для организации работы и повышения эффективности. О вызовах и перспективах нового цикла импортозамещения рассуждает директор по инновациям разработчика и интегратора в финтехе Fork-Tech Владислав Лаптев.
Первая волна импортозамещения: адаптация базовых систем
До 2022 года многие российские компании долгое время ориентировались на Запад, поэтому ведущие иностранные решения и целые экосистемы успели глубоко укорениться в ИТ-инфраструктуре отечественных заказчиков. Самый очевидный пример – операционная система Windows и связанные с ней решения.
Условия для технологического лидерства
Мы видим, что российские компании ждут зрелых, функциональных и производительных решений, которые помогли бы им повысить эффективность и оптимизировать ресурсы. Только за счет популярных сегодня технологий искусственного интеллекта, которые заменят «живых» сотрудников, это сделать не получится. Нужна хорошо отлаженная комбинация программных продуктов и современных технологий. Приятно видеть, что продуктовая разработка в стране развивается, и отечественные решения во многих категориях уже выглядят вполне конкурентоспособными.
Однако остаются и серьезные преграды:
- Небольшой объем рынка
Государству стоит задуматься о том, как помочь вывести российские решения на иностранные рынки: страны СНГ, БРИКС, государства Латинской Америки и Африки. Это обеспечит вендорам приток инвестиций, необходимых для развития. Многое уже делается в этом направлении, можно вспомнить тех же цифровых атташе при торговых представительствах России за рубежом.
- Нестабильная экономическая ситуация
В нынешних условиях (высокая ключевая ставка, санкции и прочее) очень важно сохранить за ИТ-компаниями, а также их заказчиками существующие экономические меры поддержки, формировать кадровый резерв.
- Сложности взращивания инноваций
Любое современное решение базируется на каком-то инновационном подходе к решению задачи. За рубежом в стартапы вкладываются огромные средства, даже если «взлетит» один из пятисот, это уже принесет успех. В России такие проекты тоже существуют в рамках различных фондов, но их необходимо выводить на более высокий уровень.
- Вопросы продвижения и маркетинга
Необходимо создать законодательную основу для продвижения и экспертной оценки российских продуктов, дать возможность разработчикам демонстрировать преимущества своих решений в сравнении с конкурентами. Это позволит им получать более широкую обратную связь и грамотнее планировать дорожные карты.
Три года – полет нормальный
Импортозамещение остается одним из главных трендов на российском рынке и в будущем не потеряет актуальности. Наоборот, заместив базовый софт, заказчики будут обращать внимание на все новые процессы, которые необходимо автоматизировать и оптимизировать с помощью отечественных решений. Уже сейчас они формируют запросы к разработчикам, фокусируясь на задачах организации командной работы и повышении эффективности.
Таких волн импортозамещения, скорее всего, будет еще много. Каждая из них принесет несколько категорий востребованных цифровых инструментов, которые можно интегрировать в уже существующую ИТ-инфраструктуру. При этом государству важно при любых условиях по возможности сохранить имеющиеся меры поддержки ИТ-компаний и обеспечить их экспортный потенциал.